Переход:
Создание вращения – вот главная задача электродвигателя. В двигателях есть подшипники, которые служат для уменьшения трения в механизмах. Чтобы увеличить их срок службы до нескольких раз – за ними нужно постоянно следить и своевременно смазывать. При износе требуется замена одного или сразу двух подшипников.
Также необходимо проводить техническое обслуживание электромотора, при этом электродвигатель разбирают и из него извлекаются якорь или ротор с двумя подшипниками на валу. Мотор необходимо разбирать строго по представленной ниже инструкции.
Проверка подшипников электродвигателя
Необходимо всегда проверять состояние подшипников электродвигателя. Если их износ значительно превышает допустимые пределы, они начинают перегреваться, а работа мотора становится шумной. При игнорировании такой работы мотора и несвоевременной замене подшипников, при вращении неподвижная часть мотора статор и его подвижная – ротор, начинают касаться друг друга и это может привести к серьезной поломке мотора и, как следствие, замене якоря или ротора.
Проверять подшипники можно самостоятельно. При этом, электродвигатель нужно поместить на твердую поверхность, далее положить сверху на него руку и несколько раз провернуть вал. Ротор при вращении не должен заедать, также необходимо обратить внимание присутствуют ли царапающие звуки или вращение ротора с рывками, это свидетельствует о том, что подшипники потребуют замены в самое ближайшее время.
Проверка люфтов
В подшипниках качения (шариковых или роликовых) должен присутствовать радиальный и продольный или осевой люфты. Это является нормой, потому что даже в новых подшипниках имеются некоторые люфты, но они не должны превышать допустимые пределы.
Чтобы проверить радиальный люфт подшипника, необходимо поместить электродвигатель на твердую поверхность и, взявшись рукой за вал, постараться как можно больше его отклонить. Для бытовых моторов отклонение должно быть практически незаметным.
Для проверки осевого люфта нужно потянуть за вал на себя или толкнуть ротор от себя, в бытовых электродвигателях отклонение не должно превышать более трех миллиметров, чем меньше его величина, тем лучше.
Если, разобрав электродвигатель, вы обнаружили следы трения ротора о статор, то это означает значительный износ подшипников. При сильной потертости ротора его необходимо заменить.
Как снять подшипник с вала электродвигателя
Для снятия подшипника с вала требуются специальные съемники, которые различаются по размеру и конструкции. Массивные, с тремя-четырьмя лапами захвата, используются для больших валов крупных двигателей, для маленьких валов можно применять съемники со сменными пластинами или планками захвата.
Упор нужно делать на внутренне кольцо подшипника. При вращении также можно применять кусок трубы для удлинения рычага для упрощения проворачивания, также можно смазать вал машинным маслом для облегчения вращения.
Установка подшипника обратно
Ширина, внешний и внутренний диаметры нового подшипника должны полностью соответствовать размерам заменяемого. Грязь не должна попадать внутрь при установке подшипника, так как ее попадание может стать причиной быстрого выхода из строя электродвигателя. Также необходимо проверить отсутствие внутри коррозии, сколов и прочих повреждений. Подшипники насаживаются с помощью металлической трубы, диаметр которой точно соответствует внутреннему диаметру кольца подшипника.
Перед началом установки, все задействованные поверхности должны быть смазаны. Подшипник должен быть насажен без перекосов. На трубе нужно сделать набалдашник, благодаря которому появляется возможность ударять строго по центру, а не по сторонам трубы.
Для упрощения процесса лучше всего прогреть подшипник в кипящем масле, делать это следует примерно пять-десять минут. При этом наиболее оптимальный вариантом является использование электроплитки, а не открытого огня, с целью соблюдения правил безопасности. Затем нужно достать подшипник металлическим крючком и надеть его на ротор при помощи клещей или тряпки.
Смазка подшипника электродвигателя
Работа подшипника зависит от смазки, сделанной изначально при его установке, потому что для большого количества электродвигателей, добавление смазки в подшипники после их сборки конструктивно не предусмотрено.
Для моторов с оборотами до 3000 оборотов в минуту, при смазке подшипников лучше всего использовать густую смазку, такую как Литол 24 (влагостойкая) или Циатим 201 (не влагостойкая), а для двигателей с более высокими скоростями, лучше применять смазку ЦИАТИМ-202.
Камеру подшипника электромотора с оборотами до 3000 оборотов минуту заполняют примерно на половину смазкой, а для скоростных моторов подшипниковую камеру заполняют не более чем на одну треть ее объема.
Допустимая температура подшипника электродвигателя
Предельно-допустимая температура подшипников электродвигателя должна соответствовать следующим значениям:
- для подшипников качения (шариковых или роликовых), использующихся в бытовых моторах и применяющихся в большинстве случаев на производстве, температура должна быть не более 100°С;
- для подшипников скольжения, не должна превышать 80°С, в этом случае температура масла должна быть менее 65°С.
На производстве, при необходимости работы электродвигателя в жарких условиях нужно применять специальные модели подшипников, которые могут выдерживать достаточно высокие температуры.